PnL-отчет для бизнеса: что такое и как его составлять
Чтобы принимать эффективные бизнес-решения на основе точных данных, нужно регулярно заполнять PnL-отчет. О том, что это такое и как его разработать мы расскажем в нашей подробной статье. Читайте и применяйте.
Что такое PnL-отчет
Отчет PnL (Profit and Loss) — это документ, который отображает финансовую информацию о прибыли и убытках компании за определенный период времени.
Отчет PnL является важным инструментом для оценки финансовой эффективности компании и помогает ее руководству принимать решения, направленные на увеличение прибыли и сокращение расходов.
Эти отчеты составляются еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.
Как рассчитать PnL по формуле
Основная формула отчета о прибылях и убытках:
PnL = все деньги, которые получила компания за отчётный период — расходы за тот же период.
Почему PnL-отчет необходим для бизнеса
Есть несколько причин, по которым вы должны вести учет доходов и расходов
- PnL покажет вам с каких товаров или услуг вы зарабатываете больше всего, а какие – невыгодны.
- PnL-отчет дает информацию о чистой прибыли или убытке. Вы узнаете о том, насколько ваш бизнес жизнеспособен и где вам нужно увеличить или наоборот уменьшить расходы.
- Profit and Loss может помочь вам понять эффективно ли вы управляете расходами. Сравнивая текущие показатели с показателями за предыдущий период, вы можете увидеть, растут ли какие-то отдельные расходы быстрее, чем ожидалось. Например, если доходы выросли на 30% по сравнению с предыдущим месяцем, однако расходы на сырье для бизнеса выросли на 80%, вы точно захотите выяснить, почему это произошло.
- А еще – этот отчет полезен для контроля налоговых деклараций.
Важные составляющие PnL-отчета
В зависимости от того, каким бизнесом вы занимаетесь, в отчет о доходах и расходах могут входить разные компоненты. Расскажем о типичных составных частях PnL.
- Выручка – деньги, полученные от продажи товаров и услуг.
- Валовая прибыль – чистый доход за вычетом стоимости проданных товаров.
- Себестоимость – стоимость затрат компании на производство и реализацию продукции.
- Операционные расходы – административные, общие и коммерческие расходы, связанные с ведением бизнеса в течение определенного периода времени. Сюда могут быть включены расходы на аренду, заработную плату, коммунальные услуги, канцелярские товары и любые косвенные расходы, необходимые для ведения бизнеса.
- Амортизация – перенос по частям стоимости главных средств производства на себестоимость продукции (в силу их материального износа или морального устаревания).
- Операционная прибыль – прибыли до вычета налогов, амортизации, процентов.
- Чистая прибыль – это общая сумма, полученная после вычета всех расходов.
Как составить PnL-отчет
Есть два самых способа сделать отчет о прибыли и убытках.
Одноэтапный метод
Чаще всего его используют в сфере услуг и малого предпринимательства.
Формула для расчета прибыли одношаговым методом:
чистая прибыль = выручка — (расходы + убытки)
Допустим, вы делаете кухни на заказ. Ваша выручка за отчетный период составил 2 000 000,а сумма расходов и убытков составит 1 500 000, то по формуле, чистая прибыль составит 500 000 руб.
Одноэтапный отчет не дает разбивки расходов по отделам или расчетов валовой прибыли.
Многоэтапный метод
Многоэтапный отчет о прибылях и убытках отделяет операционные доходы и операционные расходы от других доходов и расходов, чтобы понять рентабельность основной работы.
Разберем на примере. Допустим, у вас магазин женских аксессуаров. Чтобы составить PnL-отчет, вам придется совершить вот такие расчеты.
Этап 1: Узнайте валовую прибыль
Формула для подсчета:
Валовая прибыль = выручка — себестоимость проданных товаров
Допустим, за отчетный период ваша выручка равна 5 000 000 руб, а себестоимость проданных товаров составляет 2 000 000 руб, то валовая прибыль будет равняться 5000000 — 2000000 = 3000000 руб.
Этап 2: Узнайте операционный доход
Формула для подсчета:
операционный доход = валовая прибыль — операционные расходы
Допустим ваши коммерческие расходы составили в этот отчетный период 600 000 (реклама и роляти, к примеру) и административные расходы (персонал, оборудование) обошлись вам в 405000. Итого, общие операционные расходы составили 1005000. Если валовая прибыль, которую мы посчитали в первом этапе, составила 3000000 руб, то операционный доход составляет: 3000000-1005000=1995000 руб.
Этап 3: Узнайте чистую прибыль
Формула для подсчета:
чистая прибыль = операционный доход + (прочие доходы — прочие расходы)
На последнем этапе мы должны узнать, какова чистая прибыль за отчетный период. У нас есть операционных доход 1995000 руб. И мы должны посчитать остальные доходы/расходы. Допустим, у нас есть доход от сдачи в аренду полок в магазине другим предпринимателям и расходы на выплату штрафа от налоговой, и чай/кофе для сотрудников: 120500 руб. Вставляем в формулу:1995000 + (100000 — 120500)=1974500 руб.
Именно такую чистую прибыль в итоге получаем.
Хотим отметить, что цифры взяты только в качестве примера для расчета. С реальностью они никак не связаны.
Также необходимо помнить, что нужно добавить в PnL-отчет абсолютно все расходы и доходы, их нужно фиксировать и замерять постоянно. Иначе анализ будет неполным.
На этом пока все. Благодаря PnL-отчетам вы сможете узнать эффективно ли вы управляете расходами и насколько вообще прибылен ваш бизнес.
А если вы хотите, чтобы мы помогли с продвижением вашей компании, то свяжитесь с нами. Заполните форму ниже, наш менеджер свяжется с вами и предложит наилучшее решение.
- Engagement rate: как рассчитать коэффициент вовлеченности
- Как сделать комментарии в телеграм-канале: пошаговая инструкция
- Как продвигать товары с большим ценником: 14 полезных советов для бизнеса
- Упаковка ВКонтакте для бизнеса по продаже программного обеспечения
- Как мы сделали лендинг под ключ для проекта строительной тематики
- Продвижение Телеграм-каналов для бизнеса: подробная инструкция