+7 (927) 085-71-21

sales@madwins.ru

Менделеева, 130

Уфа, 4 этаж, офис 10

10:00 - 19:00

пн-пт

Простая организация отдела маркетинга

 Маркетинг, Статьи    
Поделитесь статьей:

Инструкция по применению

В наше время трудно представить себе деятельность успешного предприятия без маркетинга. Как показывает практика, так или иначе он присутствует в любом бизнесе в каждом регионе. При этом создание целого отдела маркетинга может позволить себе далеко не каждый руководитель. И дело не всегда в финансовой или функциональной возможности предпринимателя содержать отдел. Как правило, не все понимают зачем должен существовать ОМ и как он влияет на рынок сбыта. А уж грамотная организация отдела маркетинга — зачастую этим даже не пытаются заняться!

Давайте разбираться в организационном процессе ОМ с самого начала. 

Организационная структура (основа) отдела маркетинга 

Структура отдела маркетинга

Маркетинговый отдел в структуре управления предприятия должен занимать если не главенствующее, то не менее важное место чем производственная и финансовая службы. Ведь от него напрямую зависит схема производительности и стабильность развития вашего бизнеса. При этом сам ОМ также имеет свою структуру. Она может быть различной и зависит от деятельности того или иного предприятия. Но в целом соответствует следующей организационной структуре: 

  • исследовательский отдел 
  • аналитический отдел
  • рекламный отдел
  • отдел разработки новой продукции

Пожалуй, скажем пару слов о деятельности каждого из структурных отделов ОМ. А затем перейдем к его непосредственным функциональным задачам. 

Подразделения отдела маркетинга

Итак, 1 вид — исследовательская служба занимается сбором информации о ситуации на рынке сбыта в целом и в конкретном регионе. Классифицирует и анализирует ее. Интерес для исследовательского отдела представляют цены и их формирование на рынке, конкуренты и их товары. А также потенциальные покупатели (клиенты), пользователи и прочее, что влияет на продвижение среди потребителей. 

2 вид — аналитическая служба — это анализ маркетинговой деятельности. То есть оценка рынка, объяснение и моделирование его процессов и схем, прогноз тех или иных явлений. В своей работе аналитический отдел пользуется различными методами и системами исследования, подходящими к конкретному бизнесу. 

3 вид — служба рекламы и стимулирования сбыта. Ее задачи более или менее ясны. Основой работы службы рекламы являются базовые принципы создания рекламных кампаний и методы стимулирования потребителей. Например, скидки, внутренние витрины, товарные купоны и прочее. 

И наконец, 4 вид — служба разработки новых продуктов занимается непрерывным процессом формирования новых идей.  Эффективная разработка и практика внедрения новых товаров на рынок должна происходить под управлением маркетологов. Безусловно, от правильно выбранного направления зависит количество продаж и успех рекламной кампании.  

Разумеется, слаженная работа всех служб ОМ компании — основа стабильного развития и наличия рынка сбыта товаров или услуг. Это необходимо понимать каждому руководителю, целью которого является организация отдела маркетинга.

Функции и задачи отдела маркетинга 

Функции отдела маркетинга

Определение места компании в структуре рынка является основной организационной задачей отдела маркетинга. Отстройка от конкурентов и отношения с потребителем — вот ключевые моменты работы отдела. И уже исходя из этого, можно более детально представлять его функции, понимать, чем он занимается. 

Изначально производится исследование рынка сбыта и потребителя региона реализации. Возникает вопрос, зачем это нужно? Ведь можно просто выйти и начать продавать. Наш товар качественный, интересный, необходимый и прочее, прочее, его БУДУТ покупать. Однако, маркетинг — довольно удивительная вещь. Стоит грамотно подойти к вопросу, как количество продаж возрастает в разы, а то и в десятки раз. 

Цель исследования рынка и потребителя состоит в получении ответов на следующие вопросы: 

  • Что за продукция? Ее вид и характеристики.
  • Какие у нее конкурентные / товарные преимущества? 
  • Какова система конкурентов? 
  • Кто является целевой аудиторией (потенциальным клиентом)? 
  • Почему аудитории следует обратить внимание именно на наш продукт?

SWOT-анализ

Также немаловажно знать сильные и слабые стороны продукта. То есть понимать, почему на него обращают внимание/покупают/рекомендуют и т.д. Для этого проводится SWOT-анализ. Своего рода схема изучения продукции с разных сторон. Такой анализ позволяет установить сильные и слабые стороны товара. И в то же время определить возможности и угрозы его реализации на конкретном рынке. Соотнеся результаты анализа, можно решить следующие задачи: 

— Усилить сильные стороны с помощью новых возможностей.

— Ликвидировать слабые стороны продукта с помощью возможностей. 

— Избежать угроз с помощью сильных сторон. 

— Устранить самые слабые стороны продукта. 

Преимущество этого вида анализа в том, что стратегия берется не из головы. Она основывается на структуре фактов после рассмотрения продукции под четырьмя разными углами. Иначе говоря, позволяет получить управление потоком сбыта. 

Сегментирование потребителей также играет немаловажную роль в работе отдела маркетинга. Выбор правильного метода (создание продуктовой матрицы или узкой ниши) поможет создать уникальные подходы к каждой группе клиентов.  

Далее следует заняться созданием маркетинговой стратегии и маркетингового плана развития предприятия. И провести работу с товарным ассортиментом. 

И в заключение, служба маркетинга осуществляет задачу контроля и анализа эффективности. 

Как организовать отдел маркетинга 

Организация отдела маркетинга

В офисе или удаленно, какие специалисты нужны и от чего зависит их вид и количество. На практике организация отдела маркетинга зависит от финансовой возможности и масштаба предприятия. 

Ключевыми специалистами современного отдела маркетинга являются: 

  • руководитель отдела
  • аналитик
  • маркетинговый менеджер
  • smm — специалист
  • таргетолог
  • специалист по контекстной рекламе
  • дизайнер
  • копирайтер
  • seo — специалист
  • программист. 

Формирование полноценного отдела — это целая система! И вещь довольно дорогая. Поэтому зачастую некоторые специалисты совмещают некоторое количество должностей. А иногда и все функции выполняет один человек, он же — руководитель. 

В условиях современности удаленные сотрудники ничем не уступают офисным работникам. И даже занимают лидирующее место. Как правило, их рабочее время не нормировано, а деятельность ориентирована на результат. Сейчас вполне реально может существовать удаленная служба маркетинга. Поэтому, прежде, чем набирать сотрудников в офис, рассмотрите эту схему. Удобство состоит еще и в том, что можно привлечь квалифицированных менеджеров из других регионов. 

Взаимодействие отдела маркетинга с отделом продаж

Взаимодействие маркетологов с отделом продаж

Наше дело — реклама, а ваше — продажи. Так могут себе представлять работу многие сотрудники. Однако, это самая распространенная ошибка взаимодействия служб. Ведь в конечном итоге функциональная задача у всего предприятия одна — реализация продукции. Из-за не слаженной работы отделов маркетинга и продажников будет страдать сбыт. А значит доходы всех и каждого. Поэтому, управлению предприятия необходимо стремиться к тому, чтобы эти службы могли существовать не только мирно, но и эффективно. Ведь только совместная организация деятельности отдела маркетинга и продаж принесет результат. 

К примеру, некоторые маркетинговые менеджеры любят говорить: “мы сделали свою работу, создали воронку, теперь дело за продажниками”. Или “плохой продажник убивает работу целого отдела”. Чтобы этого не происходило, необходимо наладить эффективное взаимодействие.

Как это сделать? 

  1. Проводить совместные планерки и брифинги. Заниматься различными исследованиями. Причем это доступно и при выборе удаленного вида отдела маркетинга. Ведь онлайн конференции никто не отменял. 
  2. Нужно учитывать мнение сотрудников и одной и другой службы. Да, маркетологи отлично знают теорию, но не имеют прямого общения с потенциальным потребителем. Поэтому система обмена бесценным опытом должна быть в приоритете. 
  3. Важно, чтобы отделы могли представлять себе работу друг друга. Маркетологи понимали структуру работы продажников, а отдел продаж знал смысл маркетинга. 
  4. Ставить общие цели и достигать их совместными усилиями, не перекладывая ответственность друг на друга.
  5. И, конечно же, руководитель не должен поддерживать схему конкуренции отделов. Это не тот случай, когда конкуренция приведет к результату. Лучше обратить свою деятельность на борьбу с конкурентами компании. 

За что отвечает отдел маркетинга  

Задачи отдела маркетинга

Как сделать так, чтобы ОМ работал эффективно? Какие ставить задачи и каково должно быть их количество? На что прежде всего обращать внимание специалистов? Как организовать управление? Эти вопросы должен задавать себе каждый руководитель предприятия. Ведь он также, как и все остальные заинтересован в формировании успеха продаж. А он, как мы помним, зависит от слаженной работы коллектива. 

Простыми словами, служба маркетинга занимается не просто рекламой. Ее деятельность — создание максимально благоприятных условий для продажи. То есть, ОМ должен существовать во взаимодействии с внешней средой. Чтобы обратившись в компанию (придя в магазин, зайдя на сайт и прочее), потребитель внутренне уже был готов к покупке. С  одной стороны может показаться, что маркетологи просто облегчают продажникам жизнь, экономя их время. Но это не совсем так. Ведь “добить” клиента — не простая практика. И это тоже надо уметь. 

Отдел маркетинга должен иметь четкое представление о товарном обороте. А также о дальнейшем движении компании и давать различные ориентиры для развития других структур. Секрет эффективности работы отдела один — специалисты. Большого ума не надо, чтобы создать отдел и набрать “маркетологов”. Но ведь цель состоит не в этом. Важно получать отдачу от службы маркетинга. 

Как это работает?

Для того чтобы отдел маркетинга давал ожидаемый функциональный “выхлоп”, его менеджеры и другие сотрудники должны не просто представлять себе основы маркетинга. Они должны понимать как он работает. То есть эффективно выполнять свои функции. Ведь специфика работы службы маркетинга в понимании смысла того или иного процесса. И, конечно же, в прогнозировании результата тех или иных действий. 

Итак, мы пришли к прописной истине: “ЗНАНИЕ — СИЛА!” Теперь вы знаете, что такое отдел маркетинга, как организовать управление отделом и наладить сбыт. А ваши маркетологи обязаны знать, что такое маркетинг изнутри. Тогда цель бизнеса будет достигнута — продажи, а с ними и доходы будут расти. 

Если у вас планируется организация отдела маркетинга — вы всегда можете рассчитывать на нас. Просто оставьте заявку в форме и все будет сделано в лучшем виде! 

Читайте также наши кейсы:

Продвижение в США бренда автоакустики
Реклама натяжных потолков ВКонтакте: 206 продаж по цене 1123 рубля
Реклама дизайна интерьера: 37 заявок по цене 628 рублей
Доставка товаров из Китая: +442 целевые заявки по 416 рублей
Продвижение ВУЗа в Инстаграм: +906 заявок по 785 рублей

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%B8%CC%86%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B8%CC%86.jpg

Группа ВКонтакте
Профиль в Instagram
YouTube-канал
Страница в Facebook
Телеграм-канал

Об авторе Владимир Казаков

Владелец SMM-агентства «Madwins». Cпикер всероссийских конференций Риф Кавказ, Суровый Питерский SMM, Найди свой трафик, SMM Десант, Делай SMM, Нефть Мед SMM....  Все статьи автора